February 1, 2013

Доха. Первое впечатление

Яндекс.Метрика

Доха Катар
Доха
Три месяца назад из Европы мы переехали на Ближний Восток, а именно в Катар. Это страна, богатая нефтью и газом, прогрессивно думающая о своем будущем и, имея на данный момент финансовые возможности, инвестирующая в  имидж культурного и интеллектуального центра, в перспективе – мирового. Именно так мы здесь и оказались: мысль о жизни в арабской сказке и работе в современной европейской лаборатории показалась заманчивой. Мы продали все, что имели в Барселоне, сели на самолет и в годовщину нашей совместной жизни спускались по трапу в столице Катара Дохе.


Языковой Барьер


За пару месяцев до переезда мы начали учить арабский: осилили алфавит и понемногу начали читать. Наши друзья, уже обосновавшиеся в Дохе, предупредили, что вся коммуникация здесь осуществляется на английском, поэтому среди экспатов арабский не популярен. На паспортном контроле Ингмар начал приставать к офицеру-женщине с вопросом, как по-арабски «спасибо». Она не реагировала. Он переспросил еще пару раз. Она посмотрела на него, вообще не понимая, что происходит. Стало ясно, что объясняться нам будет трудно. Кстати, водитель, забиравший нас из аэропорта, тоже по-английски знал только «Yes Sir» и «Yes Mam». Так в тишине мы доехали до дома.

Стереотипы


Жара


Каждый раз, когда новые знакомые узнают, что я с серево-запада России, они ежатся и говорят: «Холодно там, наверное!» «Ну,» - говорю я, - «голому, конечно, холодно. Но если надеть сапоги и пуховик, то, вроде, терпимо!» То же самое в пустыне – первые полгода – погода отличная, а вот вторые «полгода совсем никуда!» - жара аж до 50 градусов в августе. Тут большинство предпочитает оставаться в машинах-офисах-домах с кондиционерами. На улице работают только бедные рабочие, у которых просто нет выхода: все работы должны прекращаться при температуре +49.4, однако официальная температура в Катаре никогда не превышает +49.0!


Дождь. Да-да!


Вот, не поверите, в пустыне зимой идет дождь – я уже 5 раз его видела и один раз под него попала! И поскольку на дорогах канализационных люков нет, то вся вода так там и стоит, пока не высохнет. Только во время дождя местные начинают вести машины аккуратнее!

Одна хорошая привычка


В Катаре для первой молитвы люди встают в 4:30 утра. А некоторые государственные офисы открыты с 6:30 часов. Для того, чтобы туда попасть, я научилась вставать в 5:30. 

Социальная иерархия


Как во всех развивающихся странах, в Катаре существует ярко выраженное классовое деление: низшую касту представляют рабочие из Пакистана, Индии, Шри-Ланки, и т.д., у которых, по слухам, забирают паспорта, и которые работают при жаре в +50 градусов, и ездят навестить семью пару раз в пятилетку, если начальник разрешит.
Следующий класс представлен обслуживающим персоналом частично с Филиппин, частично из Индии и Пакистана. Эти люди работают водителями, официантами, продавцами, все время говорят "Йес, Мэм!" с опущенными глазами, разносят чай в офисах за символическую плату, которая все-таки больше, чем ничего на родине.  Прав у них не больше, чем у рабочих. Лично у меня с этими людьми большая проблема в общении - их английский примерно такой же, как мой китайский. Объясниться невозможно не только из-за языка, но еще и из-за менталитета: они не могут сказать "нет", даже если это единственный правильный ответ.
Дальше следуют экспаты с Ближнего Востока. Они работают клерками и помощниками, менеджерами среднего звена и живут, как обычные люди. С ними даже можно перекинуться парой простых (!) фраз на английском.
Интеллектуальная элита общества – экспаты из Европы, Америки, Австралии, опять же Индии, Ближнего Востока и т.д. Для этих людей государство старается: им создают специальные условия в виде большой зарплаты и всевозможных бонусов. Эти люди в основной массе работают учеными, докторами, менеджерами среднего и высшего звена, которые и развивают страну культурно, социально и интеллектуально.
Далее следует немногочисленная группа самих катарцев. Эти люди находятся под крылом государства: им дается все, и все это бесплатно. Они вполне могут не работать. Ну, или работать, но без особого стресса. Недавно на центральном телевидении один из министров заявил, что в стране есть большая проблема – местное население не хочет работать. Ну, и правильно! О какой работе может идти речь, если нет мотивации! Кстати, получить гражданство Катара вообще практически невозможно: я знаю людей, которые родились и прожили здесь лет 30 и все равно имеют гражданство своих родителей.
Вообще, каждый класс общества в Катаре стараетася не мешаться с другими. Это называется «жить в мыльном пузыре». Наш «пузырь» нас вполне устраивает: почти все наши друзья живут на территории одного кампуса – очень просто ходить друг к другу в гости.

«Иншаллах» и время


Катар – страна религиозная. Здесь все верят в Бога. Женщины носят абайи – традиционная черная одежда, типа платье в пол и платок. Некоторые закрывают лицо, хоть это и не обязательно согласно Корану. Молится здесь принято 5 раз в день, и к рамадану относятся серьезно. В самолетах Qatar Airways по телевизору показывают карту с положением самолета и соответствующим положением Мекки. При каждом удобном случае упоминается Аллах, ибо он здесь за все отвечает. Как он решит, так и будет! Выражение «Иншаллах» буквально означает «Если Аллах захочет». Удивительно, как арабское население интегрирует это выражение в английскую речь: «Иншаллах, завтра получишь свои документы!» Слышать это странно, но тем не менее приходится часто. Ну, и понятно, если документы не готовы завтра, значит не Иншаллах!И вообще, здесь отношение ко времени очень расслабленное, никто ведь ответственности не несет за задержку, кроме Аллаха...

Преступление и наказание


Я уже всем успела нажаловаться, что в Катаре нет общественного транспорта и, мягко говоря, своеобразный стиль вождения: во-первых, на дороге существует иерархия. Это значит, что если у тебя большая машина типа Landrover, то тебе можно вести себя, как угодно: не сигналить вообще ни при каких условиях, или сигналить вправо, а ехать влево, «подрезать», «слепить», ехать по двум полосам и т.д. В этой связи я пошла еще раз на курсы вождения, дабы попрактиковаться и преодолеть свой страх. Интересно, что в школе водители сами плоховато знают правила, а местные водители – те, которые не имели опыта вождения в европейских странах – стараются водить по правилам только из чувства страха: если на дороге нет камер, то можно гнать! Причем, некоторые считают, что правила для того и созданы, чтобы их нарушать: мой бывший начальник (с Ближнего Востока) чуть не задавил рабочего на пешеходном переходе. А когда я начала орать, что здесь надо было остановиться, он сказал, что если бы остановился, то в его машину кто-нибудь врезался бы...

«Что закажете?»


Старый рынок
Старый рынок
Индийские рестораны в Дохе моя слабость. И ливанские тоже. Здесь их невероятное количество особенно в индийской части города. В центре тоже есть рестораны, классом (=ценой) повыше. Если ресторан находится при отеле, то есть вероятность, что там даже подают алкоголь! Здесь он продается только в отелях или в специальном магазине, и, если получить лицензию, то можно его там втридорого купить, как и свинину – она здесь тоже под запретом. Есть в Дохе один единственный ресторан, где арабам в национальной одежде продают алкоголь. 
Впервые выбравшись в Европу после месяца жизни здесь, у меня был культурный шок: в Германии в супермаркете так бесстыдно на полках стоял алкоголь! А в ресторанах официанты не говорили «Сэр» и «Мэм» и чувствовали себя вполне уверенно, как нормальные люди с чувством собственного достоинства.
Пользуясь моментом, мы целовались на улице у всех на виду и не боялись, что за это нас вышлют из страны.


Архитектура


...поражает воображение: традиционные мечети на фоне футуристических небоскребов выглядят, как конфликт. Или новый вид гармонии. Интересно, что в Дохе нет двух одинаковых зданий: каждый дом в дайн таун строится новым архитектором. И фантазию его ограничивает только небо! 

Чем заняться в Дохе



Сафари
Сафари
Туризм в Катаре – это вопрос визы и сезона. Процедура получения визы пока еще не отлажена, ибо страна только-только открывает границы. Причем, в получении визы могут содействовать Qatar Airways, а также некоторые отели. Пригласить друзей сюда практически невозможно.
Что касается климата, то наилучшее время приезда – с сентября по март. Во все остальные месяцы здесь слишком жарко. Если говорить о достопримечательностях, то в Дохе есть пара музеев – естественно, бесплатных, один платный пляж, где нужно носить настоящий купальник типа не бикини, историческая часть города (не старее 150 лет) с рынком, и, кажется, все. Туризм в Дохе резко отличается от Европейского туризма: здесь нужно чем-то активно заниматься: например, пойти на лошадиные или верблюжьи бега (там я узнала, что верблюды ценятся не только за их беговые способности, но и за красоту! И что победителю скачек дарят машину), или посмотреть соколиную охоту (сокол – здесь дорогой домашний любимец, которого можно взять с собой на борт самолета), прокатиться по дюнам на Хаммере, или съездить на север Катара смотреть древние крепости.


Сафари. Езда в дюнах
Сафари. Езда в дюнах
Поскольку Катар претендует на звание культурного и интеллектуального центра, здесь часто организуют мероприятия мирового масштаба, такие, как всевозможные конференции: iNet Qatar, Creative Commons, Конференция по климату, или спортивные мероприятия: Азиатские игры 2006 и 2011, футбол (Катар строит стадион для проведения чемпионата мира 2022), теннисные турниры с Шараповой и Ко, кинофестивали, и т.д. На спортивные мероприятия стоимость билетов – символическая даже для мест VIP. В любой другой стране я ни за что не смогла бы позволить себе такую роскошь! Большинство конференций проходят бесплатно. Выступают, опять же, лица мирового значения. Примечательно, что после окончания турнира-матча-выступления знаменитостей можно встретить в одном из немногочисленных баров в дайн таун. Так, один наш знакомый имел честь пить пиво за одной барной стойкой с Джорджем Клуни.

No comments:

Post a Comment